М.Горький "Мои университеты"

Трилогия Горького "Детство" - "В людях" - "Мои университеты" прямо как настоящая жизнь, к концу становится все менее и менее красочной, однако не менее интересной. "Детство" и "В людях" мне очень понравились из-за характерного "русского" освещения жизни России конца 19 века, начала 20-го. Третья часть отличается от первых двух по стилю описания. Уже видно, что человек вырос и стал взрослым.

В третьей части Алексей уже вершит серьезные дела, посещает кружки революционеров, хотя и в целом не понимает мотивов этих самых революционеров (среди них был даже японец, студент Духовной академии Пантелеймон Сато). Для него непонятно, о каком народе они рассуждают. Как выражается Горький - "Для них народ являлся воплощением мудрости, духовной красоты и добросердечия, существом почти богоподобным и единосущным, вместилищем начал всего прекрасного, справедливого, величественного. Я не знал такого народа." Диссиденты ставили себя ниже народа. Таким образом Алексей противопоставляет революционеров и народ. Народу неприятны эти "философы", которые непонятно рассуждают и почему-то хотят сделать что-то для них. Относится настороженно к ним и бьет при удобном случае.

Алексей задается вопросом - почему студенты, посещающие кружок, обожествляют народ, наделяют его "исконными традициями" и культурой. Ведь Алексей видит пьяные грязные и подлые рожи, которым любая культура чужда. Пекарь, с которым Алексею довелось работать, отговаривает его читать книги, потому что это пустая трата времени. И как вполне разумеющееся, ворует продукты прямо на виду у Алексея. Он не находит ответа.

Про крестьян он рассуждает с горечью. Народ его мнению творит беззакония только лишь от скуки: "Из-за разбитой глиляной корчаги, ценою в двенадцать копеек, три семьи дрались кольями, переломили руку старухе и разбили череп парню. Такие драки почти каждую неделю." Молодежь развлекается следующим образом: "Парни относятся к девицам откровенно цинично и озорничают над ними: поймают девок в поле, завернут им юбки и крепко свяжут подолы мочалом над головами. Это называется "пустить девку цветком". По пояс обнаженные снизу девицы визжат, ругаются, но, кажется, им приятна эта игра ...".

Рассуждают же многие выходцы из народа о боге неграмотно. Изот - рыбак, их крестьян, говорит - "А вот Христа я не могу понять - никак! Ни к чему он для меня. Есть бог, ну и - ладно. А тут - еще один! Сын, говорят. Мало ли что - сын? Чай бог-то не помер ..."

Еще понравилось про религию и Москву - "Адов город! Бестолочь. Церквей - четырнадцать тысяч и шесть штук, а народ - сплошь жулик!".

Я поставил этому произведению оценку 4-. Несмотря на то, что в целом повествование довольно занимательное, оно обрывается в странном месте и поэтому "Мои университеты" оставляет впечатление незаконченности. Мне действительно непонятно, зачем автор так поступил. Такое ощущение, что ему просто надоело писать, как бы это банально не звучало ))

Comments

Popular Posts