Франц Кафка "Замок"
Красивая, виртуозная проза. Интересная работа, которую опять же порекомендовала моя подруга Катя. И все произошло так же как и с "Футболом 1860" - Катя просто дала мне книгу. Правда, книга была на английском языке и осилить я ее смог только наполовину. Что же, недавно мне вдруг стукнуло в голову, что хорошо было бы прочитать это произведение на русском языке, что я и поспешил исполнить.
Сразу бросается в глаза незаконченность романа. С одной стороны это сначала раздражает, потом раздражение стихает и воображение начинает строить различные варианты продолжения. Со своей точки зрения могу лишь сказать, что таким образом Кафка очень хорошо пошутил над читателем. Дико, жестоко, варварски. Как говорится, "на самом интересном месте"! Но с другой стороны можно подумать, что такова и была задумка. Кто знает? Его уже об этом не спросить...
Итак, общие слова по содержанию - главный герой по имени К. приезжает в деревню, которая находится в подчинении Замка. Замок недосягаем для обычных жителей. Из него приезжают господа, для обслуживания которых, кажется, и создана деревня. К. - землемер, его пригласили в деревню, но его в деревне не ждут. В процессе разговора с Замком, пытаясь выяснить свое положение, К. слышит не только голос из телефонной трубки но и хоровое пение.
Вот как оно описано - "...это гудение походило не на гул, а, скорее, на пение далеких, очень очень далеких голосов, – казалось, что это гудение каким то совершенно непостижимым образом сливалось в единственный высокий и все же мощный голос, он бил в ухо, словно стараясь проникнуть не только в жалкий слух, но и куда то глубже. К. слушал, не говоря ни слова, упершись левым локтем в подставку от телефона, и слушал, слушал…" Похоже на вариант гипнотического воздействия.
А вот второй случай пения: "В окошечко то и дело стучали. Один раз помощники К. приоткрыли окошко и крикнули, что они голодны. Другие лица тоже заглядывали туда. Издали доносилось тихое, многоголосое пение." "Занят пока был только один угловой столик, там сидела супружеская пара с несколькими детьми. Отец, приветливый голубоглазый человек с растрепанной седой шевелюрой, стоял, наклонясь к детям, и дирижировал ножиком в такт их пению, стараясь немножко его приглушить; быть может, он хотел, чтобы пение заставило их забыть о голоде."
Запомним эти случаи пения для дальнейшего анализа.
К. уверен, что Замок играет роль некоторого управленческого центра, который передает сообщения через посыльных. Основные решения принимаются в Замке чиновниками (которые и являются главными людьми). Особенно часто в произведении речь идет о чиновнике по имени Кламм.
Чиновники имеют право выбирать себе любых девушек из деревни и делать их своими любовницами. И все девушки беспрекословно выполняют их приказания, потому что они (да и вся деревня) считают это делом чести. Девушек, и семьи ослушавшихся девушек, презирает вся деревня. Те же, кто согласился стать любовницей чиновника, получают всеобщее уважение. Похоже на то, что в деревне люди считаются за бесправных рабов. Все так и выглядит со стороны. Людям же это нравится - за некое приближенное "положение" к чиновнику они готовы отдать все.
Никто в деревне в точности не знает, как принимаются решения в Замке. Никто точно не знает как выглядит Кламм. Ходят только слухи. Никто из деревни не может увидеть чиновника или добиться его аудиенции, как это пытается сделать К. Прислуживать и видеть чиновника может только его слуга. Это особый ранг людей. Их тоже уважают в деревне. Чиновники - по всеобщему убеждению очень чувствительные люди.
Еще я заметил особенную вещь - это то, что и бывшие любовницы чиновников и просто жены управленцев являются болеющими, бледными женщинами (мать Брунсвик, хозяйка гостиницы, Мицци (жена старосты) и даже под конец романа Фрида (кожа которой становится желтой)). Также они являются очень влиятельными женщинами, так как были приближены к Кламму. Все выглядит так, что женщины заражаются какой-то болезнью у чиновников и потом хронически ею болеют, однакой взамен этого приобретают некую власть. Исключением является Амалия, вид у которой болезненный, она действительно чем-то болеет. Имеет власть в семье, но не стала любовницей чиновника, отказалась от его предложения и стала презираемой всеми в деревне. Ее антиподом является Фрида, которая согласилась быть любовницей. Описывая жизни этих двух героинь, автор, на мой взгляд хотел показать то, что искаженный мир, показанный в романе имеет большое сходство с реальностью, где знакомства с сильными мира сего играют большую роль. Люди продаются и в наши дни. Но в романе это слишком утрировано, т.к. возведено в ранг закона, который неписан, но соблюдается всеми.
Все без исключения люди уважают власть и хотят быть поближе к власти. И ждут всю жизнь, пока какой-нибудь чиновник обратит на них внимание. Но никто никогда не обращает, все только знают случаи. Это иллюзия, химера, которая захватила умы всех людей в описываемой деревне.
Заметно, что никто в Замок реально не попадает и Замок не описывается. К. так и не добивается своей цели. Мир деревни получается замкнутым сам на себе. Люди видят, что чиновники откуда-то приезжают, чем-то занимаются, у них есть секретари, которые принимают даже ночью. Но никто не был в Замке и там не видно жизни. Складывается ощущение, что вся жизнь и представления о Замке складываются в самой деревне. То, что люди никогда не видят чиновников по ходу романа, подтверждает мои мысли. Определенная каста людей, таких как Фрида, секретари, некоторые посвещенные, создают лишь иллюзию власти, приближенности к власти (аналогично приближенности жрецов к богам в Древнем Египте), тогда как сама власть остается в их руках. Они умело показывают жителям деревни, что власть существует. Своими действиями К. очень пугает их, когда хочет встретиться с реальным чиновником. Когда К. пытается подкараулить его, все люди переживают и потом говорят ему, что чиновник не мог показаться чужаку. Тут то и хочется сказать - друзья, вы блефуете, никакого реального чиновника не существует, это выдумка.
Вернемся к пению - анализируя два случая пения и прочитав слова старосты о том, что прямой телефонной связи с Замком не существует, понимаешь, что возможно при звонке в Замок связь реально устанавливается с одним из деревенских домов, где и отвечают. Таким образом - властью в деревне является группа людей, которые всеми способами пытаются оградить К. от разгадки их секрета.
Впечатление после прочтения остается примерно такое же как после просмотра фильма Дэвида Линча "Малхолланд Драйв".
Правильны мои мысли насчет главной идеи или нет - понять уже невозможно. Да и хотел ли автор в действительности выдавать какую-то идею? Думаю да, но Кафка на то и один из гениальнейших прозаиков 20-го столетия, чтобы замуровать ее в свой Замок, к которому нельзя подобраться. Поэтому, додумав эту историю до конца, каждый найдет в тайнственном Замке что-то свое.
Вердикт: любителю загадок.
Сразу бросается в глаза незаконченность романа. С одной стороны это сначала раздражает, потом раздражение стихает и воображение начинает строить различные варианты продолжения. Со своей точки зрения могу лишь сказать, что таким образом Кафка очень хорошо пошутил над читателем. Дико, жестоко, варварски. Как говорится, "на самом интересном месте"! Но с другой стороны можно подумать, что такова и была задумка. Кто знает? Его уже об этом не спросить...
Итак, общие слова по содержанию - главный герой по имени К. приезжает в деревню, которая находится в подчинении Замка. Замок недосягаем для обычных жителей. Из него приезжают господа, для обслуживания которых, кажется, и создана деревня. К. - землемер, его пригласили в деревню, но его в деревне не ждут. В процессе разговора с Замком, пытаясь выяснить свое положение, К. слышит не только голос из телефонной трубки но и хоровое пение.
Вот как оно описано - "...это гудение походило не на гул, а, скорее, на пение далеких, очень очень далеких голосов, – казалось, что это гудение каким то совершенно непостижимым образом сливалось в единственный высокий и все же мощный голос, он бил в ухо, словно стараясь проникнуть не только в жалкий слух, но и куда то глубже. К. слушал, не говоря ни слова, упершись левым локтем в подставку от телефона, и слушал, слушал…" Похоже на вариант гипнотического воздействия.
А вот второй случай пения: "В окошечко то и дело стучали. Один раз помощники К. приоткрыли окошко и крикнули, что они голодны. Другие лица тоже заглядывали туда. Издали доносилось тихое, многоголосое пение." "Занят пока был только один угловой столик, там сидела супружеская пара с несколькими детьми. Отец, приветливый голубоглазый человек с растрепанной седой шевелюрой, стоял, наклонясь к детям, и дирижировал ножиком в такт их пению, стараясь немножко его приглушить; быть может, он хотел, чтобы пение заставило их забыть о голоде."
Запомним эти случаи пения для дальнейшего анализа.
К. уверен, что Замок играет роль некоторого управленческого центра, который передает сообщения через посыльных. Основные решения принимаются в Замке чиновниками (которые и являются главными людьми). Особенно часто в произведении речь идет о чиновнике по имени Кламм.
Чиновники имеют право выбирать себе любых девушек из деревни и делать их своими любовницами. И все девушки беспрекословно выполняют их приказания, потому что они (да и вся деревня) считают это делом чести. Девушек, и семьи ослушавшихся девушек, презирает вся деревня. Те же, кто согласился стать любовницей чиновника, получают всеобщее уважение. Похоже на то, что в деревне люди считаются за бесправных рабов. Все так и выглядит со стороны. Людям же это нравится - за некое приближенное "положение" к чиновнику они готовы отдать все.
Никто в деревне в точности не знает, как принимаются решения в Замке. Никто точно не знает как выглядит Кламм. Ходят только слухи. Никто из деревни не может увидеть чиновника или добиться его аудиенции, как это пытается сделать К. Прислуживать и видеть чиновника может только его слуга. Это особый ранг людей. Их тоже уважают в деревне. Чиновники - по всеобщему убеждению очень чувствительные люди.
Еще я заметил особенную вещь - это то, что и бывшие любовницы чиновников и просто жены управленцев являются болеющими, бледными женщинами (мать Брунсвик, хозяйка гостиницы, Мицци (жена старосты) и даже под конец романа Фрида (кожа которой становится желтой)). Также они являются очень влиятельными женщинами, так как были приближены к Кламму. Все выглядит так, что женщины заражаются какой-то болезнью у чиновников и потом хронически ею болеют, однакой взамен этого приобретают некую власть. Исключением является Амалия, вид у которой болезненный, она действительно чем-то болеет. Имеет власть в семье, но не стала любовницей чиновника, отказалась от его предложения и стала презираемой всеми в деревне. Ее антиподом является Фрида, которая согласилась быть любовницей. Описывая жизни этих двух героинь, автор, на мой взгляд хотел показать то, что искаженный мир, показанный в романе имеет большое сходство с реальностью, где знакомства с сильными мира сего играют большую роль. Люди продаются и в наши дни. Но в романе это слишком утрировано, т.к. возведено в ранг закона, который неписан, но соблюдается всеми.
Все без исключения люди уважают власть и хотят быть поближе к власти. И ждут всю жизнь, пока какой-нибудь чиновник обратит на них внимание. Но никто никогда не обращает, все только знают случаи. Это иллюзия, химера, которая захватила умы всех людей в описываемой деревне.
Заметно, что никто в Замок реально не попадает и Замок не описывается. К. так и не добивается своей цели. Мир деревни получается замкнутым сам на себе. Люди видят, что чиновники откуда-то приезжают, чем-то занимаются, у них есть секретари, которые принимают даже ночью. Но никто не был в Замке и там не видно жизни. Складывается ощущение, что вся жизнь и представления о Замке складываются в самой деревне. То, что люди никогда не видят чиновников по ходу романа, подтверждает мои мысли. Определенная каста людей, таких как Фрида, секретари, некоторые посвещенные, создают лишь иллюзию власти, приближенности к власти (аналогично приближенности жрецов к богам в Древнем Египте), тогда как сама власть остается в их руках. Они умело показывают жителям деревни, что власть существует. Своими действиями К. очень пугает их, когда хочет встретиться с реальным чиновником. Когда К. пытается подкараулить его, все люди переживают и потом говорят ему, что чиновник не мог показаться чужаку. Тут то и хочется сказать - друзья, вы блефуете, никакого реального чиновника не существует, это выдумка.
Вернемся к пению - анализируя два случая пения и прочитав слова старосты о том, что прямой телефонной связи с Замком не существует, понимаешь, что возможно при звонке в Замок связь реально устанавливается с одним из деревенских домов, где и отвечают. Таким образом - властью в деревне является группа людей, которые всеми способами пытаются оградить К. от разгадки их секрета.
Впечатление после прочтения остается примерно такое же как после просмотра фильма Дэвида Линча "Малхолланд Драйв".
Правильны мои мысли насчет главной идеи или нет - понять уже невозможно. Да и хотел ли автор в действительности выдавать какую-то идею? Думаю да, но Кафка на то и один из гениальнейших прозаиков 20-го столетия, чтобы замуровать ее в свой Замок, к которому нельзя подобраться. Поэтому, додумав эту историю до конца, каждый найдет в тайнственном Замке что-то свое.
Вердикт: любителю загадок.
Comments