Герман Гессе "Игра в бисер"
Сколько ни читал критики насчет этого произведения Гессе - всё одно. Везде только статья Марковича.
Итак, вкратце, в этом произведении Гессе описывает "государство в государстве" - т.н. Касталию. Туда попадают самые талантливые, отбор идет в школе. Далее, ученики обучаются, выбирают себе науку, призвание, в которой совершенствуются пока не надоест. По сути - это научный городок, с множеством "филиалов", разбросанных по стране, где занимаются философией, музыкой, математикой и игрой в бисер. Собственно, игра в бисер связывает все дисциплины воедино и представляет собой "сплав" наук и правил.
Особенность Касталии заключается в том, что она спонсируется извне, государством. А ребята, живущие в этом замкнутом мире, других делов, кроме как занятия наукой и не знают. Каких-то фундаментальных и военных разработок они не ведут.
Собственно, Касталия, является альтернативным вариантом "религии". Кнехт - главный герой, пытается наладить связь с католической церковью и понять, зачем ребята в монастырях занимаются историей как дисциплиной.
Внутри Касталии царит дух "интеллектуализма", т.е. здесь ценят ум. Только благодаря выдающимся умственным способностям здесь можно продвинуться по карьерной лестнице. Автор описал жизненный путь Кнехта, типичного представителя Касталии (ну может быть, чуток умнее остальных, иначе бы карьера у него не состоялась). Со школьной скамьи до Magister Ludi (магистр игры или школьного учителя - можно переводить с латинского двумя способами).
Читаю про этот городок, у меня была стойкая ассоциация с Академгородком. Год, когда я попал туда еще школьником, я не забуду никогда. После олимпиад по физике я приехал в Летнюю школу, и по результатам итоговых экзаменов я поступил в ФМШ. Что это было!!! Я действительно попал в храм науки. Ни дня не проходило без того, чтобы мы не спорили о делимости, о решении тех или иных задач! Целыми днями я учился, учился и учился. Физика, математика, химия ... И вот!!! Читая это произведения, я будто сел в машину времени и перенесся на 10 лет назад! Меня поймут многие олимпиадники. Каждый день это было ни с чем не сравнимое чувство преодоления себя самого в решении задач по естественнонаучным дисциплинам. Каждый день общение с такими же как ты олимпиадниками, общаясь с которыми ты обнаруживал кое-где пробелы и потом вечерами учился, пытаясь эти пробелы закрыть. Всё это вместе создавало ощущение драйва и готовности решить любую научную проблему. Еще поэтому меня привлекло произведение Гессе.
За это произведение (в том числе и за это) ему дали Нобелевскую премию. Многие утверждают, что дали за критику фашизма. Я не спорю, что это так - прочитав биографию Гессе, я убедился в этом сам, он был действительно большой критик этой идеологии. Однако я не могу с полной уверенностью утверждать, что критика фашизма явно прослеживается в "Игре в бисер".
Прежде всего, это произведение привлекло меня способом изложения. А также тем, что автор часто обращается к теме музыки. Сам Гессе, будучи человеком музыкальным, никогда не прекращал играть на фортепиано. Я его очень понимаю. Понимаю, для чего. Игра на фортепиано учит концентрироваться.
"Музыка создается не одним мозгом, а руками и пальцами, горлом и легкими, и тот, кто умеет читать ноты, но не владеет в совершенстве каким-нибудь инструментом, пусть лучше не рассуждает о музыке." Конечно, тут прослеживается некий шовинизм. Гессе, конечно, крут, что умел играть. Но на мой взгляд, в совершенстве владеть инструментом совсем не обязательно, чтобы рассуждать о музыке.
Что и говорить, мне очень импонирует его идея - связать музыку с наукой. О чем-то подобном я задумывался, когда учился в 10-м, 11-м классе. Пик музыкальной деятельности - участие в городском фортепианном конкурсе, поглощенность полонезами Шопена, всё это совпало также с успешным выступлением на олимпиадах по физике. Конечно, я не ставлю музыку настолько высоко, насколько оную ставит Гессе - возведя в отдельную "научную" дисциплину (в связи с игрой в бисер), однако я не могу переоценить её роль, как средства медитации, позволяющей сконцентрироваться на других вещах.
В Касталии было запрещено заводить семью и все следовали обету целомудрия. В этом ей сходство с церковью. Однако церковь, в лице отца Иакова, скорее противопоставляет себя Касталии. Церковь - храм гуманитарных наук. Касталия - математических. И они противопоставляются именно в той степени, в которой можно противопоставлять литературу и алгебру, филологию и физику, историю и математику в целом.
Отец Иаков в романе намного более прошаренней Кнехта в вопросах политики, психологии и вообще по части человеческой сущности. Он говорит "... не знаете вы (касталийцы) человека, не знаете ни в его скотстве, ни в его богоподобии. Вы знаете только касталийца, особый вид, искуственно выведенный опытный экземпляр."
На протяжении всего романа главный герой последовательно переходит с одной ступени на другую, развиваясь. Общение с отцом Иаковом было для него очередной ступенью.
В лице своего друга, Плинио Дезиньори, Кнехт получает связующее звено с внешним миром. Будучи человеком интеллектуальным и получив образование в Касталии, Плинио вернулся во внешний мир, став политиком. Однако, он не был успешен в этом. Вот как он описывает внешний мир, прийдя в него касталийцем и потом перевоспитавшись: "... оказалось, что в миру люди чванились своими дурными манерами, своим скудным образованием и громогласным юмором, своей идиотски-хитрой сосредоточенностью на практических, корыстных целях нисколько не меньше, они не менее считали себя в своей узколобой естественности неоценимыми, любезными богу и избранными, чем самый аффектированный примерный ученик вальдцельской школы. Одни глумились надо мной и хлопали по плечу, другие отвечали на мою чуждую им касталийскую сущность открытой, яркой ненавистью, которую низкие люди всегда питают ко всему возвышенному ...". Что интересно, когда я приезжал в родную деревню из физико-математической школы, я словно попадал в тот же внешний мир, который и описан выше. Отношение было тоже подобным. Знакомые моих родителей после года обучения в этой школе уже как-то с опаской говорили со мной. Были немногословны. Хотя раньше воспринимали меня просто как парня-простачка, которого можно было запросто потрепать по голове и сказать, "вот, мамке семена передай".
На пике своей карьеры, когда Кнехт всего добился, он говорил "я стою на той грани, где моя работа как Магистра Игры превращается в бесконечное повторение уже сделанного, в пустые формальные экзерсисы и я выполняю ее без радости, без воодушевления, порой даже почти без веры. Пора прекратить это." Я думаю каждый в жизни своей сталкивается с таким моментом, когда его компетенции хватает на то, чтобы автоматически делать свою работу. В этот момент развитие человека прекращается. Нужно искать или изучать что-то новое, чтобы просто хотя бы не деградировать.
Что интересно, Гессе на примере Тегуляриуса, друга Кнехта, показал, что для того, чтобы быть руководителем, необходимо хорошо разбираться в вверенном тебе деле, но этого недостаточно.
Вот о чем я говорю: "Неоднократно отличавшийся в Койпергейме ученик, превосходный знаток классической филологии, выказывает серьезные философские интересы, занимался Лейбницем, Больциано, позднее Платоном. Самый талантливый и блистательный знаток Игры, которого я знаю. Это был бы провидением избранный Magister Ludi, если бы его характер в сочетании с хрупким здоровьем не был решительно к тому непригоден. Тегуляриуса нельзя допускать ни к какой руководящей, представительствующей или организаторской должности, это было бы бедой и для него, и для дела. Болезненность его выражается в припадках депрессии, периодах бесонницы и нервических болях, н ападающей на него меланхолии, резко выраженном желании остаться одному, страхом перед долгом и ответственностью. Возможно, и в мыслях о самоубийстве. С помощью медитации и удивительной самодисциплины этот столько отягощенный недугами человек держится так превосходно, что большинство окружающих его людей и не подозревают о тяжести его страданий." А также "Если, стало быть, Т. прискорбным образом непригоден для замещения высоких должностей, то для Vicus lusorium он являет собой жемчужину, совершенно незаменимое сокровище. Техникой нашей Игры он владеет, Как великий музыкант владеет своим инструментом, с первого взгляда он угадывает самые тонкие ньюансы и как педагог заслуживает всяческой похвалы."
С моей точки зрения, Гессе очень здорово описал академическую атмосферу. С другой стороны с различных сторон описал жизненный путь успешного человека-руководителя, перечислив все этапы становления личности. По жизнеописанию Кнехта можно с уверенностью проследить схему, которую любят показывать в тренингах по лидерству - расширяющийся круг ответственности.
Вердикт: чтиво интересное. Скорее подойдет для ботаников, ученых и людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, т.к. по духу ближе к философскому произведению.
Comments